За что выгоняют черных тренеров в НФЛ?

Неделю назад Детройт разорвал свежеподписанный контракт с Джимом Колдуэллом, завершившим сезон с 9 победами и 7 поражениями. Что более удивительно, за четыре года во Львах он выдал лучший процент побед в последние 60 лет — с тех пор, как в 1956 году франшизу покинул Бадди Паркер.

Да, в 2017 и другие команды отправляли на улицу своих главных тренеров. Но Колдуэлл оказался единственным с положительной разницей сыгранных матчей. И черным.

Нам показалось или в увольнении чернокожих тренеров после сезонов с большим количеством побед, чем поражений есть какая-то проблема?

Впервые 16 игровых недель (без учета бай-вика) появились в НФЛ в 1978 году. С тех пор 538 раз команды заканчивали сезон, выиграв больше матчей, чем проиграв. В шестнадцати случаях следовало расставание с тренером. В восьми из них регулярный чемпионат заканчивался 9-7 или 10-6. Увольнение после такого — само по себе редкое явление. В 94% случаев подобные результаты гарантируют продолжение работы.

Так вот, из восьми уволенных четверо оказались чернокожими специалистами: Арт Шелл (9-7 в 1994 с Рэйдерз — позднее владелец команды Эл Дэвис заявил, что это было ошибкой), Тони Данги (9-7 в 2001 с Бакканирз — первый тренер в истории франшизы уволенный при положительном сезоне), Лави Смит (10-6 в 2012 с Бэарз — поводом стало непопадание в плей-офф) и теперь Джим Колдуэлл. Много это или мало?

За всю историю НФЛ только 17 черных главных тренеров отработали с командой хотя бы один полноценный год (16 матчей). И четверо их них уволены после положительных сезонов. Это практически 24%! Для сравнения из 176 белых тренеров за плюсовой сезон поплатились должностью лишь 12 человек (7%). Сложно не заметить разницу.

Кто знает, не продолжилась ли бы эта тенденция, не появись в 2003 году правило Руни, обязавшее руководителей команд интервьюировать на должность главного тренера или генерального менеджера представителей этнических меньшинств (не только чернокожих). Хорошо это или плохо, но обошлось без обязательной квоты. Правило назвали в честь Дэна Руни, авторитетного владельца Питтсбург Стилерз повлиявшего, по просьбе комиссара НФЛ Пола Таглибу, на остальных собственников франшиз.

Стимулом к появлению правила Руни стали судебные иски, возникшие в связи с увольнением Тони Данги из Тампы (после победного сезона) и Денниса Грина из Миннесоты (после первого за десять лет отрицательного сезона).

И правило сработало. Количество чернокожих главных тренеров резко возросло. Повлияло ли это на их увольнение?

За 15 лет Джим Колдуэлл стал единственным черным специалистом, потерявшим работу после положительного сезона. За предыдущие 25 лет таковых было трое.

Конкретно в случае с Колдуэллом генеральный менеджер Детройта Боб Куинн посчитал, что в нынешнем состоянии команда могла бороться с лучшими командами НФЛ, но не сделала этого. Вот только он не знал, что увольнение тренера-победителя совсем не гарантирует франшизе успешное будущее. Лишь однажды (Тампа-Бэй в 2002) следующий сезон оказался лучше предыдущего. Во всех остальных случаях команды закончили или также, или еще хуже.

Хочется сделать напрашивающийся вывод: до правила Руни собственники команд предвзято относились к чернокожим тренерам. В эту теорию отлично ложится и такой факт: до сих пор нет ни одного владельца франшизы НФЛ из этнического меньшинства. И да, пакистанец Шахид Хан, купивший Джексонвилл Джэгуарз в 2012, к меньшинствам не относится — его нация насчитывает 193 миллиона человек.

Но будем честны в первую очередь перед самими собой, хотя и Колин Каперник обязан поднять руки вверх — ограниченная статистическая выборка не позволяет нам этого утверждать. Не исключены банальные совпадения или случайности.

forbes.com