Черный Понедельник в НФЛ: кто из главных тренеров будет уволен?

Прошло шестнадцать лет, а Эми Треск, в те годы исполнительный директор Рэйдерз, до сих пор вспоминает один звонок от Эла Дэвиса, владельца оклендской франшизы. Поздним вечером, после похода по магазинам, она вернулась домой. Пакеты еще были в руках, когда зазвонил телефон. Едва взяв трубку, Эми услышала шокирующую новость про обмен Джона Грудена в Тампа-Бэй. Она предложила не спешить и как следует обсудить это утром, но Дэвис отчеканил: «Думаю, ты не поняла меня — я УЖЕ его обменял».

В ту зимнюю ночь 2002 года Рэйдерз отказались от своего главного тренера, а Бакканирз от пиков первого и второго раунда на апрельском драфте, первого раунда на драфте 2003 и второго еще через год. Кроме того, им пришлось доплатить лично Элу Дэвису $8 миллионов наличными. То было щедрое предложение, которое не могло не соблазнить. Правда в следующем сезоне Груден и его Пираты вышли в Супербоул, где уничтожили… Окленд.

Это один из примеров тренерской карусели межсезонья и ее последствий. Обмены тренеров редки, но возможны. Однако чаще франшизы выбирают лучших специалистов из незанятых, перемещают на уровень выше своих или чужих координаторов или отправляются на охоту в топовые студенческие программы.

Что такое Черный Понедельник и почему он так называется?

Все просто — это первый день после окончания регулярного чемпионата, начиная с которого франшизы-неудачники посылают в отставку тренерский штаб или его отдельных специалистов. Такое название лишь гипербола — никто не мешает выгнать их в середине сезона или даже в начале. Вопрос вкуса и прихоти владельца. В сезоне 2017 так был уволен один главный тренер. В прошлом и позапрошлом сезоне — по три.

Но в большинстве случаев собственники франшиз предпочитают разрывать контракты после последнего сыгранного матча. И да, Черный Понедельник, как и Рождество, приходит каждый год.

Можно ли заранее вычислить жертв Черного Понедельника?

Конечно. Приближающийся катафалк виден за километр. Главное, отслеживать социальные сети — в наши дни внезапные увольнения практически невозможны.

Вот несколько признаков скорого конца тренера:

  • Игроки не выкладывается в играх или на тренировках, зато выкладываются в твиттерах и инстаграмах.
  • Они отдаляются от тренера, и хотя дежурные слова о том, как классно с ним работается мы продолжаем читать, словно под копирку, фальшь определить не сложно.
  • СМИ сообщают, что коач «потерял» раздевалку, из которой в прессу начинают изливаться грязные слушки о том, кто кого ненавидит и почему.
  • Стычки на бровке, грязь на поле, внутрикомандные наказания футболистов (нет, не розгами — речь про отстранения от матчей, что выливается в уменьшение зарплаты или премиальных) и полное отсутствие дисциплины.

Все это мы видели в нынешнем сезоне перед увольнением из Джайантс Бена Макаду. Джон Мара и Стив Тиш, совладельцы Гигантов не дотерпели до конца сезона. Легко себе представить масштабы катастрофы.

Кто первый на вылет?

Придется выбирать.

  1. Чак Пагано (Индианаполис). Да, Эндрю Лак не сыграл ни единого матча, да бывший генеральный менеджер Райан Григсон облажался с ростером, но даже при этих отмазках Пагано предстал человеком и тренером, у которого нет ни идей, ни планов. Он просто плыл по течению. Его команда проиграла семь матчей из семи, ведя в счете к большому перерыву. Адекватный главный тренер хотя бы представляет, как засушить игру. Но это не относится к Пагано. У него серия из шести поражений подряд. Нападение, в среднем за игру, набирает по 16 очков — если повезет. Пора признать, что отвечать за команду — это не его.
  2. Джон Фокс (Чикаго). Если у Медведей есть желание спасти карьеру своего квотербэка Митча Трубицки, то их единственный шанс — это срочное увольнение Фокса. Настоящий тренер постарался бы вырастить из него Гоффа или Венца 2017. Вместо этого парень на пасе ограничен 180 ярдами за матч. Пока на бровке распоряжается Фокс, мы так и будем смотреть за игрой команды, перед которой ставится единственная задача — всеми силами тянуть время, в надежде пропустить поменьше очков. Вовсе не плохо, когда ты в топ-10 по этому показателю. Вот только твое нападение набирает еще меньше, а тебя это не волнует. Вынос, вынос, пас. Ничего нового. И знаете, три года вполне достаточно, чтобы сделать правильный вывод — Фоксу больше не нравится футбол.
  3. Джим Колдуэлл (Детройт). Вся доброжелательность местной прессы к неплохому человеку по имени Джим испарилась после 16 недели, когда Детройт умудрился проиграть Цинциннати, подведя черту под борьбой за место в плей-офф. С этим тренером команда дважды добиралась до уайлд-кард раунда, где моментально сливалась, и дважды не попадала в матчи на вылет. «Непростительно», «Пора двигаться дальше» — вот лишь некоторые заголовки местных газет. Все это на руку генеральному менеджеру Боббу Куинну. Теперь он может смело убирать тренера, которого нанимал его предшественник и ставить своего человека. К счастью, когда весной Львы подписали с Колдуэллом секретный многолетний контракт, им хватило ума гарантировать лишь сезон 2018. Расставание обойдется в разумные деньги. Детройту срочно требуется переливание крови. Иначе Стэффорд продолжит тратить впустую свои лучшие годы.

В паре шагов от пропасти

  1. Вэнс Джозеф (Денвер). Не часто на улицу выгоняют главных тренеров, отработавших один год, но почему бы уже и нет? Разве обязательно давать второй шанс? На защите выехать не удалось, а нападение так и не заработало. Денвер развалился, как только выяснилось, что забыли купить квотербэка. Джозеф принес в жертву координатора нападения Майка Маккоя. Джозеф говорил правильные слова. Джозеф даже выпускал на поле протеже генерального менеджера Пакстона Линча (два раза). Но спасет ли это от праведного гнева Джона Элвея, про которого обязательно вспомнят, когда зададутся вопросом: с чьей легкой руки в ростере числятся Симиан и Освайлер? Если на 17 неделе Денвер проиграет Канзас-сити, за которых не сыграет Тайрек Хилл, а на поле появится квотербэк-новичок Патрик Махоумс, то песенка Джозефа спета.
  2. Билл О’Брайен (Хьюстон). Выжить после потери своего франчайз-квотербэка способны не все. После «крестов» Дешона Уотсона техасская команда проиграла семь матчей из восьми. Талант тренера заключается в способности удержать машину на дороге даже со отказавшими тормозами. Плана Б у БО’Б обнаружить не удалось, но его оправдывает мор элитных защитников в самом начале сезона (Уотт и Мерцилус — лишь верхушка айсберга). Сообщалось о напряженности, возникшей между главным тренером и генеральным менеджером. Добавьте сюда худший результат франшизы с момента появления в ней О’Брайена. Приведет ли все это к увольнению? Очень может быть.
  3. Джек Дель Рио (Окленд). Ожидания от сезона были иными. Команда, которая в прошлом году стала прекрасным лебедем и действительно могла побороться за Супербоул (лишь травма Дерека Карра помешала ей в этом), в нынешнем превратилась в гадкого утенка. Квотербэк из претендента на MVP стал никем. В такой же роли весь сезон прибывал и Амари Купер. Защита сделала еще несколько шагов назад — отступление возглавил Халил Мэк. Дель Рио успел уволить координатора защиты, но нет никакой уверенности, что владельца франшизы это устроит. Поэтому главному тренеру Окленда остается лишь молиться, чтобы в ночь с воскресенья на понедельник Марку Дэвису снизошел сон, в котором его отец отказывается от Джона Грудена.

50 на 50

  • Хью Джексон (Кливленд). Человек идет с результатом 1-31, а фронт-офис говорит, что он останется в команде еще на сезончик. Бред, но это Кливленд, детка.
  • Марвин Льюис (Цинциннати). У него еще один сезон по контракту, но складывается ощущение, что Льюис всем надоел, а ему надоело делать вид, что ему не надоело.
  • Брюс Эрианс (Аризона). Вроде бы офис во всю ищет кандидатов на замену Эриансу, но тот продолжает молчать, словно белорусский партизан. Хоть ромашку доставай.
  • Майк Муларки (Теннесси). Если в последней игре сезона Титаны обыграют Джексонвилл, то пробьются в плей-офф и спасут карьеру главного тренера. Надо спросить Мариоту — что ему интереснее.
  • Майк Маккарти (Грин-Бэй). Он здесь лишь по просьбе сообщества фанатов Пэкерз и лично Аарона Роджерса.

si.com