5 уроков построения хорошей команды по итогам сезона 2017

Что мы можем почерпнуть из кампании, видя как Иглс выиграли Супербоул, а Блейк Бортлз остановился на его пороге? Главные тренеры отвечающие за плей-коллинг — новый тренд, а генеральные менеджеры теперь копируют Хауи Розмана.

Это хорошее время для размышлений. Не нужно следить за плей-офф, пытаясь понять, кто проберется в Супербоул, не нужно ждать обладателя Ломбарди Трофи — прекрасная возможность оглянуться назад, дабы выделить то главное, что подарил нам прошедший сезон. Но до того, как мы разберем все аспекты окончания династии Пэтриотс, непредсказуемое восхождение Ника Фоулза и популярность всевозможных собачьих масок, давайте рассмотрим пять ключевых моментов 2017, благодаря которым мы находимся там, где находимся.

Обмен игроков на пики эффективнее рынка свободных агентов и драфта

Не случайно, что обе сыгравшие в Супербоуле команды стали за последний год самыми активными участниками рынка обменов. Патриоты отдали больше половины своих пиков, чтобы заполучить таких игроков, как Брендин Кукс, Дуэйн Аллен, Майк Гиллисли и Кони Или. Эффект от этих сделок был смешанным, но хорошее перевешивает плохое. Сам факт этих шагов, ставших частью стратегии в строительстве команды, указывает на изобретательность Нью-Ингленда в поиске путей для усиления своего ростера.

По мнению Беличика, два года Кукса, оставшихся по сделке новичка, намного ценнее для франшизы, чем четыре года (плюс опция пятого) от вчерашнего студента, взятого на в первом раунде драфта под 32 пиком. Беличик был готов переплатить за информацию и определенность, совершив несколько аналогичных обменов. С одной стороны, его мотивировал на это Том Брэди, разменявший пятый десяток, чье окно неминуемо закрывается, с другой — собственное убеждение, что сможет проявить скрытую ценность игроков.

Похоже, что Орлов охватил аналогичный настрой и нет ничего странного в смешанных результатах шквала межсезонных и не только обменов. Все началось с выменивания Роналда Дерби и Тимми Джернигана — оба защитника сыграли важную роль в превращении рядовой обороны в наиболее укомплектованную группу лиги. Перед октябрьским дедлайном Филадельфия добыла из Майами Джея Аджайи, отдав пик четвертого раунда, благодаря чему превратила двухголового монстра в трехглавую гидру, каждая часть которой обладает особым набором умений и навыков.

Фронт-офис Иглс, как и в случае с Патриотами, подпитывался желанием воспользоваться чемпионским окном, раз уж все так здорово складывалось. После матча за титул НФК владелец франшизы Джеффри Лурье сказал: «Почему бы и не мы?», словно подкармливая командную агрессию. Но эти обмены даже больше, чем простое стремление победить здесь и сейчас. Кэп-хит по контракту с Дерби равен $1,8 миллионам за сезона 2017-2018. Кэп-хит Аджайи за этот же период — $1 миллион. Отличное дополнение к проделанной в марте работе. И Дерби, и Аджайи были известными величинами — команда знала, чего от них можно ожидать. Приобретая игроков за счет драфт-капитала Филадельфия сохранила и финансовую гибкость на рынке свободных агентов, что позволило подписать годичный контракт с Алшоном Джеффри, заплатив ему $9,5 миллионов в марте 2017, а в декабре заключить с ним 4-летнее соглашение на $52 миллиона. Добавьте сюда ноябрьский 4-летний контракт Джернигана на $48 миллионов для пущего эффекта. Кэп-хит первого на 2018 меньше $ 4 миллионов, второго ровно $5 миллионов. Не забудем Флетчера Кокса и Лэйна Джонсона, которые получают рыночную зарплату по своим вторым контрактам.

Генеральный менеджер Хауи Розман продемонстрировал если не уличную магию, то как минимум чудеса управления фондом заработной платы. Эти обмены стали неотъемлемой частью его формулы успеха.

Умно атаковать слабейшие позиций в ростере через все возможности, которые предоставляет рынок

В этом сезоне в плей-офф пробилось много команд, заполнившие худшие части ростера в прошлое межсезонье. Главными слабостями Филадельфии были группы корнербэков и ресиверов. Розман ответил на это подписанием Алшона Джеффри и Торри Смита в качестве внешних угроз в даунфилде и заполнил позиции корнеров обменом Дерби, однолетним контрактом с Патриком Робинсоном и задрафтованными Сидни Джонсом (43 оверолл) с Расулом Дугласом (99 оверолл). Перед сезоном никто и подумать не мог, что Робинсон, 30-летний путешественник, сменивший три команды за три года, станет лучшим корнербэком Иглс. Чтобы с ним не случилось, благодаря маневренности фронт-офиса, у команды имеется необходимая глубина в этой части ростера.

Для Миннесоты, проигравшей Филадельфии в титульном матче НФК, проблемной областью после сезона 2016 являлась линия нападения. Фронт-5 Викингов был уничтожен, им не хватало людей, что вынудило Рика Спилмена отправится прошлой весной на строительстве этой части ростера. После подписаний тэклов Райли Риффа и Майка Реммерса в качестве свободных агентов, он Спилмен выбрал в третьем раунде драфта центра Пэта Элфлейна. Продукт Огайо Стэйт вышел в старте с первой недели. Когда на прошлой неделе журналисты попросили Майка Зиммера объяснить, за счет чего о-лайн стала играть так здорово, он ответил: «Думаю, мы просто заполучили в линию лучших игроков. Иногда все просто. Как в этот раз».

Иногда так бывает. Выносная игра Миннесоты взлетела с 31 места по DVOA в 2016 на 18 позицию в этом сезоне. Этого вполне достаточно, чтобы заработал плей-экшен, топлива которого хватило, чтобы пасовое нападение взлетело в топ-5 лиги.

В другие годы невероятный рост нападения Викингов с 26 на 5 место по DVOA стал бы главной историей всего сезона. Но в 2017 хедлайнером шоу стал стал тренер-первогодка Шон Маквэй и его Рэмс. Переформатирование, затеянное им в Лос-Анджелесе, привело к крупнейшему прорыву, состоявшемуся всего за один сезон, когда атака команды с 32 места по DVOA перебралась на 6 позицию. И это рекордный всплеск в современной истории НФЛ. Хотя главная роль в этом успехе принадлежала изобретательному Маквэю и нашедшим себя на поле Джареду Гоффу с Тоддом Герли, нельзя игнорировать полностью перестроенный корпус ресиверов. Рэмс подписали на 5-летний контракт Роберта Вудса, взяли в третьем раунде драфта Куппера Каппа и обменяли корнербэка Эй Джея Гейнса вместе с пиком второго раунда в Баффало, выцыганив взамен Сэмми Уоткинса (кстати, вот еще один трейд команды, так высоко забравшейся в плей-офф).

Безусловно, концепция усиления команды через рынок свободных агентов никуда не делась, но вы увидели, что может произойти с командой, если генеральный менеджер грамотно пользуется каждым доступный ресурсом для атаки на ослабленную часть ростера.

Свободные агенты больше не зыбучие пески по пути к усилению ростера — конечно, если вы знаете, что надо делать

Возможно Рэмс и нацелились на ресиверов в прошлое межсезонье, но самым прозорливым подписанием стал левый тэкл Эндрю Уитворт. Этот 36-летний ветеран только что попал в свой четвертый Пробоул, мгновенно стабилизировав защиту со слепой стороны, эту черную дыру, зияющую с тех пор, как десять лет назад из команды ушел Орландо Пэйс. Тот факт, что Уитворт оказался на рынке свободных агентов, а главное был доступен подсказывает, как именно франшизы могут использовать весенний рынок для укрепления своих ростеров, избегая его традиционных ловушек. Стареющий игрок в команде жмотов, решивших перейти от опытных дорогих игроков к молодым парням, Уитворт и не собирался возвращаться в Цинциннати после истечения контракта в 2016. Поговорка про рынок свободных агентов гласит, что все футболисты попадают туда по какой-то причине. Это правда. Задача генеральных менеджеров и состоит в том, чтобы понять, является ли эта причина красным флагом.

Ди-энд Калаис Кэмпбелл и корнербэк Эй Джей Бойе — свободные агенты весны 2017, внесшие заметную лепту в возвеличивание защиты Джэгуарз, оказались на рынке в связи сопутствующими обстоятельствами, а не по причине каких-то индивидуальных недостатков. Кэмпбелл оказался не на той стороне 30 лет и Кардиналс, учитывая его истекающий контракт, решили его заменить на драфте, взяв Роберта Нкемдиче. Кроме того, давили недавние и весьма значительные контракты Тайранна Мэтью и Чендлера Джонса. Эти факторы превратили Калаиса в расходный материал, а вовсе не снижение уровня его игры или серьезные травмы. Как мы теперь знаем, даже $10,5 миллионов за сезон 2017 выглядят иппоном, красиво исполненным Ягуарами. Для сравнения Бойе, бывший неограниченно свободным агентом, слишком поздно (для Тексанс) раскрылся в Хьюстоне. К тому моменту, когда он оказался в клубе топ-корнербэков 2016, команда уже продлила двух корнеров (Джонатана Джозефа и Карима Джексона), добавив в эту группу пик первого раунда на драфте 2015 Кевина Джонсона — корнербэка, выбранного под общим 16 номером. Хьюстону тупо не хватило денег, чтобы заплатить Бойе по заслугам и потеря одной франшизы стала выигрышем для другой.

Джеффри Иглс и Вудс Рэмс оказались свободными агентами, не только из-за утраченного к ним интереса своих организации, но и из-за масштабных перемен. Генеральный менеджер Чикаго Райан Пэйс не драфтовал Алшона и ресивер с двумя 1000-ярдовыми сезонами оказался жертвой перетряхивания ростера. Вудс не был приоритетным игроком для обновленной группы управленцев Баффало — новая метла метет по новому и ему спокойно разрешили уйти. Растущий из года в год фонд заработной платы и готовность многих владельцев франшиз уволить генерального менеджера, если он моментально не выдаст результат, создает идеальную питательную среду для умных франшиз, понимающих как можно заполучить качественных и в теории недоступных игроков.

Команды выигрывают без элитных квотербэков — ждем захватывающее межсезонье вокруг этой позиции

Чемпионские выходные с участием Блейка Бортлза, Кейса Кинама и Ника Фоулза стали знаком, что возможно создать команду-победителя и без присутствия в ростере квотербэков уровня Брэди-Роджерс-Бриз. Но для этого понадобится инфраструктура — как с точки зрения игровых схем, так и персонала, способного поднять парня под центром на уровень выше.

Нападение Джеконвилла облажалось во второй половине матча за титул АФК, но его потенциал, продемонстрированный в первые две четверти и в предыдущей встрече против Питтсбурга, говорит об отличной работе, проделанной с группой атаки как главным тренером Дагом Марроном, так и координатором нападения Натаниэлем Хэккетом. Юнит, во главе которого стоит Бортлз, каким-то образом закончил сезон на 16 месте по DVOA, что является актом чистого колдовства. Опираясь на выносную игру и перемешивая ее с отлично исполненными по таймингу (да и по дизайну) плей-экшен пасами, Ягуары смогли придумать костыли для Блейка Бортлза, чтобы вместе с ним стабильно демонстрировать среднее по лиге нападение.

И для Орлов, и для Викингов успеху в нападении поспособствовала стабильность на всей глубине ростера, без явных дыр и проблем. Это позволило сосредоточить все усилия на компенсации утраченного таланта на позиции квотербэка. Миннесота, из-за травмы колена, потеряла в сентябре Сэма Бредфорда. В свою очередь Филадельфия недосчиталась Карсона Венца, порвавшего в декабре «кресты». Вполне надежная о-лайн, завидная коллекция агрессивных принимающих и преимущество, получаемое от новаторского плей-коллинга главных тренеров, позволили не только выжить, но и пошуметь в плей-офф.

Другим компенсатором далеко не звездного статуса пасующих стала потрясающая защита, выстроенная на протяжение сезона 2017 всеми тремя вышеупомянутыми командами. Этот рецепт — отличная защита, поддерживающий персонал и комфортные схемы, способствующие успешной игре пасующего — должны оказать серьезное влияние на самый интригующий класс свободных агентов — квотербэков. Среди прочих Кирк Казинс, Кейс Кинам, Ник Фоулз, возможно даже Бриз вполне могут быть доступны этой весной. На этом рынке обязательно появятся Джетс, Бронкос, Кливленд, Аризона, возможно Миннесота и даже Джексонвилл. Разумно предположить, что недавний успех команд без топ-квотербэка в старте, заставит пересмотреть ту сумму, которую генеральные менеджеры готовы заплатить за звездного пасующего, особенно если твоя бровка и твой ростер соответствуют лучшим командам лиги.

Главные тренеры, которые назначают розыгрыши, пришли в лигу всерьез и надолго

Если между успешными историями 2017 и последней волной найма и есть что-то общее — это главные тренеры, лично занимающиеся плей-коллингом, которые быстро превращаются в новый стандарт НФЛ. Возьмем попавшие в плей-офф команды НФК: Рэмс Маквэя, Филадельфия Педерсона, Сэйнтс Пэйтона и Вайкингс Зиммера — все они отвечают за назначение розыгрышей. Похоже на то, что тренеры начинают понимать, чем они интересны франшизам в первую очередь. И хотя никуда не денутся управленцы типа нового тренера Тайтэнс Майка Вребела, прямо сейчас генеральные менеджеры (те, что в струе) делают все, чтобы найти следующего Шона Маквэя или Дага Педерсона.

Вот и Мэтт Наги последовал по аналогичному пути, который в свое время выбрал Педерсон, перейдя из штаба Энди Рида на индивидуальную работу. Теперь он будет заниматься плей-коллингом как главный тренер Чикаго. Нет никаких сомнений что аналогичные действия последуют в следующем сезона и в исполнении Джоша Макдэниелса, который вскоре возглавит Индианаполис. Даже Джон Груден, который последний раз тренировал команду десять лет назад, и тот заявил, что планирует оставить контроль за розыгрышами Окленда за собой.

Пока Маквэй, Педерсон и Кайл Шенахен из Сан-Франциско 49ерз контролируют свои команды, взрывая цифры на табло своим плей-коллингом, ожидайте, что и другие команды применят аналогичный шаблон.

theringer.com