Межсезонье. Новостные ресурсы наполняются загадочными словами и выражениями. Интуитивно ты понимаешь, что речь про зарплату и ситуацию с деньгами в команде, но рефлекторно игнорируешь эту хренотень. Особенно сложно новичкам, лишь недавно вступившим в растущую армию фанатов гридайрона. Более того, мало кто из американских болельщиков разбираются в системе выплат по контрактам, хотя с самого рождения окружен футбольным фоном.
Нет, мы не ищем легких путей. Русские хакеры (как без них) прямо сейчас найдут уязвимость в чужом коде и проникнут в финансовые тайны лиги. Материал разбит на несколько частей, чтобы не перегружать тебя большим объемом информации. Сегодня часть первая.
Терминология и понятия
Полный словарь в относительно небольшой материал не засунуть, но основные термины, необходимые для понимания происходящего в период подписания, переподписания и разрыва контрактов, здесь присутствуют.
Salary cap (Wage cap) — лимит или потолок заработной платы, одинаковый для каждой франшизы. Салари-кэп устанавливается лигой по соглашению с профсоюзом игроков и практически ежегодно увеличивается из-за роста доходов и инфляции (в среднем на 7%). В обиходе этот лимит по зарплатам называется проще: «потолок» или «кепка». Вот, например, как «кепка» менялась за последние десять лет:
Падение потолка зарплат в 2021 связано с эпидемией COVID-19 и пустыми стадионами, что существенно повлияло на доходы НФЛ.
Minimum salary cap — минимальные затраты под потолком заработной платы, которые должна произвести команда по итогам четвертого года расчетного периода. Минимум равен 90% от «потолка». Прошлый период длился с 2017 по 2020 включительно. Новый начался в 2021 и закончится в 2024. В противном случае недостающая до 90% долларовая разница распределяется пропорционально контрактам всех игроков, фигурировавших в активном ростере франшизы на протяжении указанного 4-летнего периода. Процедура выхода на 90% завершается не позднее открытия рынка свободных агентов.
Cap space — пространство под потолком зарплаты. Есть максимум, от которого отнимаются обязательные платежи по контрактам и дедмани — это и будет той суммой, которую франшиза сможет потратить на новые соглашения или переподписания старых. Наши люди это слишком длинное объяснение превратили в пространство или место «под кепкой». Коротко и ясно. Сколько осталось «под кепкой»? Да, речь не про волосы, а о свободных деньгах франшизы.
Cap savings — сумма денег, сэкономленная или потерянная под потолком заработной платы из-за разрыва контракта с игроком.
Cap hit — выражение, подразумевающее влияние контракта игрока (полного или его ежегодной составляющей) на пространство «под кепкой». Чем меньше кэп-хит, тем лучше для команды. Большой кэп-хит команды стараются уменьшать с помощью различных бухгалтерских штучек.
Dead money — «мертвые деньги», которые есть практически у всех франшиз. Они появляются при преждевременном расторжении контрактов или в связи с выходом игрока на пенсию. Это любая невыплаченная гарантированная зарплата или невыплаченный гарантированный бонус, либо уже выплаченный подписной бонус, разнесенный по различным годам контракта. Именно эти дедмани и вычитаются из-под потолка заработной платы. Грубо говоря, все эти деньги считаются потраченными, и чем больше их у франшизы, тем хуже (тем меньше «живых» денег на новые контракты). При обмене в дедмани попадает только распределенный подписной бонус, а все оставшиеся гарантии отправляются в новую команду. Чем грамотнее генеральные менеджеры составляют контракты, тем проще избавиться от ставшего ненужным игрока. Откуда у нас столько «мертвых денег»? Хороший вопрос к плохому фронт-офису.
Rollover (Carryover) — остатки денег, перенесенные с прошлого сезона на начало нового. Могут быть как копеечные суммы, так и громадные (например, в 2018 Кливленд перенес $59 миллионов).
Top 51 rule — да, в итоговом ростере должно быть 55 игроков, а это правило «топ-51». Ошибки нет. Дело в том, что до начала регулярного сезона команда имеет право держать в ростере до 90 игроков. Естественно, что под «потолок» зарплат столько человек не запихнуть. Поэтому лига придумала правило, по которому в зачет идут лишь самые дорогостоящие контракты в количестве 51 штуки. Однакое до старта первой недели регулярного сезона все франшизы обязаны уложиться в лимит заработной платы.
June 1 rule — правило 1 июня, позволяющее назначить к отчислению не более двух игроков, чьи дедмани будут распределены на два межсезонья: нынешнее и следующее, что напрямую влияет на кэп-спейс этого и следующего года. Это одна из тех самых бухгалтерских штучек. На текущий сезон упадут прорейшен-бонусы и гарантии этого сезона, на следующей все остальные. При этом отчислить игроков можно и раньше, не дожидаясь 1 июня. Это бухгалтерская формальность — главное своевременно официально обозначить, что к их контрактам будет применено данное правило.
Accrued season — накопленный или засчитанный сезон, относящийся к свободным агентам. Сезон засчитывается игроку, если он суммарно находился в активном ростере (и заявке на матч) шесть или больше игровых недель. Кроме того, игрок должен своевременно отчитаться о прибытии в летний тренировочный лагерь.
Cut, Waived, Released — три термина, обозначающих одно и то же, но в разный период времени. Суть — франшиза отказалась от услуг игрока. Первый термин применяется во время тренировочных лагерей, до появления окончательной заявки на сезон. Второй используется по ходу сезона. Третий можно услышать после окончания сезона и до старта лагеря. «Отрезать», «отправить на вейвер», «релизнуть» — именно так это и звучит в фанатской среде.
Trade — еще один вариант отказа от услуг игрока, но не с помощью отчисления, а через обмен в другую команду. Это намного выгоднее: так можно компенсировать потери по зарплате, можно получить другого футболиста или драфт-капитал. Так что, если кого-то «трейданули», то речь исключительно про вариант с обменом.
Front-loaded contract (Front-heavy contract) — многолетний контракт, в котором основные выплаты приходятся на первые два (максимум три) сезона. Идея фронт-лоадед контрактов проста. Подписывая игрока, ты знаешь, как он играл вчера, но не знаешь, как он сыграет завтра. Футболист становится старше, все выше вероятность серьезной травмы. Можно попробовать спрогнозировать можно ближайшие год-два — вот на них команда и рассчитывает. Эта концепция не предназначена для экономии денег, что уменьшает гибкость платежной ведомости в краткосрочном будущем, но приносит большую выгоду в оставшиеся года. Вторая проблема — потеря интереса у игрока к футболу после получения основных гарантий и не желание играть оставшиеся сезоны лишь на базовой зарплате. Это вынуждает фронт-офис переподписывать с ним сделку задолго до истечения действующего соглашения (конечно, если речь идет о ценном игроке).
Back-loaded contract (Back-heavy contract) — многолетний контракт, в котором основные выплаты приходятся на последние сезоны. Он же cap-friendly contract. Да, такие соглашения, если игрок идет на них, считаются дружественными, ведь офис получает возможность маневра внутри зарплатной ведомости, разгруженной в обозримом будущем (по этому контракту). Когда «под кепкой» куча свободном места — это всегда хорошо. Будущее футболиста гарантировано на весь период контракта, так как из-за огромного объема дедмани, уничтожающих пространство «под кепкой», отчислить игрока практически невозможно (если, конечно, не стоит цель побить анти-рекорд Атланты 2022, обменявшей в Индианаполис квотербэка Мэтта Райана, что привело к заморозке в дедмани $40,5 миллионов).
Proration — пропорциональное распределение подписного или опшен-бонуса на желанный срок контракта (но не более 5 лет). Прорейшен позволяет в год подписания контракта учитывать «под кепкой» не полную сумму бонуса, а лишь его часть (не меньше 1/5 от суммы бонуса).
Restructured contract — реструктурированный контракт. Игрок может пойти на встречу команде и, не меняя общей суммы соглашения, поменять его изначальные условия, перераспределив деньги по новой схеме, которая устраивает обе стороны. Подобное часто встречается, когда франшизе необходимо срочно уменьшить нагрузку свободное пространство под потолком зарплат. Традиционно речь идет о конвертировании части базовой зарплаты в подписной бонус с его последующим прорейшеном.
Renegotiated contract (Reworked contract) — пересмотренный контракт. В этом случае меняются не только условия, но и сумма соглашения, причем в сторону уменьшения. Команда ставит игрока перед выбором: быть отчисленным или согласиться урезать аппетиты. Традиционно уменьшается базовая зарплата с возможностью компенсировать разницу (или часть) за счет бонусов за достижение персональных или командных показателей.
Offset language — смещенные выплаты. Это одно из наиболее обсуждаемых условий контракта. Суть в том, чтобы после отчисления (обмена) и подписания контракта с другой командой, игрок не получал деньги по двум сделкам одновременно. Выгодно команде, не выгодно футболисту.
Acceleration — ускорение или сжатие периода выплат пропорционально распределенных бонусов. Наступает при досрочном отчислении игрока.
Теперь, услышав фразу «капец, конечно, с таким кэп-спейсом нас спасут только френдли-контракты с оффсетом и реструктуризация старых сделок, потому что «мертвые деньги» после дебильных релизов ничего не дают сделать», ты можешь не прикидываться глухим, а легко и непринужденно поддержать разговор.
Зачем нужен потолок заработной платы?
Причину ограничения понять не сложно. В разных регионах США различная экономическая ситуация, различные группы населения. Небольшие рынки — Канзас-сити, Питтсбург, Джексонвилл, Тампа-Бэй и тому подобные города — не способны конкурировать с мегаполисами вроде Нью-Йорка или Лос-Анджелеса, которые готовы содержать по две франшизы. Речь идет про спрос на билеты, ценовую политику абонементов и стадионов, стоимость мерчендайза и объем его продажи. Чем беднее регион, тем меньше индивидуальный доход болельщика, тем меньше денег он готов потратить на любимую команду.
Кэп-спейс был впервые введен в 1994 году. В том сезоне он равнялся $34,6 миллиона. НФЛ использует hard cap space или жесткий лимит зарплат — тут нельзя заплатить штраф и получить право превысить лимиты.
Лимит по зарплатам, так или иначе, уравнивает силы всех 32 франшиз, не позволяя богатым городам иметь преимущество перед бедными на рынке свободных агентов, банально скупая всех топовых игроков. НФЛ разработала и внедрила дополнительные механизмы, позволяющие ликвидировать разрывы между рынками сбыта «американского футбола»: фиксированная шкала зарплаты для новичков и система распределения доходов по лиге, равномерно размазанных по всем командам.
С помощью этих ограничений НФЛ достигла паритета, при котором ключевым фактором становится не количество денег у владельца, а талант и мастерство генерального менеджера и его штаба. Именно фронт-офис отвечает за драфт, подбор игроков, их утрамбовку под потолок зарплат и ювелирную разработку контрактов, что является одним из самых сложных, но одновременно и самым интересным финансовым инструментом.
Как определяется потолок заработной платы?
Лимит высчитывается ежегодно через сложную систему расчетов, изменившуюся в 2006 году, после переподписания коллективного соглашения между НФЛ и профсоюзом игроков. Я могу бы привести полный расчет с формулами для ботанов, но не буду. Просто скажу, что до 2006 года базой для потолка зарплаты являлся «ограниченный валовый доход», включающий в себя контракты с телевидением, продажу билетов и мерчендайза. После 2006 ограниченный валовый доход вырос — профсоюз добился, чтобы в него включили дополнительные источники дохода: деньги от местной рекламы и продажу прав на название стадиона.
Естественно, лига распределяет между командами не все заработанные деньги (поэтому валовый доход и ограниченный). Все потоки, приносящие хрустящие доллары, занимают десять страниц печатного текста. Чем занимается профсоюз? Пытается снять ограничения, перенаправив максимальное количество ручейков из кармана Гуделла в карманы футболистов. В период с 2012 по 2014 год игрокам доставалось 48% от общей выручки. С 2015 по 2020 эта цифра увеличилась до 48,5%. C 2021 по 2030 игрокам будет перепадать до 48,8%.
Кто учитывается под потолком заработной платы?
Несмотря на название «командная зарплата», фигурирующее в коллективном соглашении, речь идет только об игроках (нынешних или бывших), которым франшиза должна выплатить деньги в рамках подписанных контрактов. Лимит заработной платы не распространяется на главных тренеров, координаторов, ассистентов, обслуживающий персонал или фронт-офис. Владелец франшизы может заплатить этим сотрудникам любые деньги, достав их из своего кармана. Эти суммы лиге не интересны.
Что случится, если превысить потолок зарплаты?
Это практически невозможно. Каждая сделка проходит через НФЛ до того, как будет официально подтверждена. Если офис лиги обнаруживает, что новый контракт нарушает лимиты по заработной плате, то сделка отклоняется. Но иногда подобное происходит — например, когда команда избавляется от игрока и происходит автоматическая акселерация выплат — бонусы, ранее распределявшиеся на несколько лет вперед, приходится учитывать единовременно. Форс-мажор лига учитывает и дает команде 7 дней на возвращение «под кепку», запрещая на этот период подписание новых футболистов.
История знает случаи, когда франшиза работала с превышением потолка, используя пробелы в правилах НФЛ, правда лишаясь в итоге пиков на драфте и получая денежные штрафы. Относительно недавно подобное произошло с Питтсбургом и Сан-Франциско.
Во второй части ты узнаешь про структуру контракта и гарантии.