Финансовый ликбез. Часть 2. Структура контракта в НФЛ и гарантии

Рассмотрев в первой части принципы, по которым существуют франшизы в финансовом правовом поле лиги, давай разберем суть соглашений, заключаемых между командой и футболистом. Сразу скажу — просто разделить общую сумму на количество лет и озвучить получившуюся цифру — эффектно для лайков, но бессмысленно для аналитики. Когда игрока отчислят, окажется, что он положил в карман жалкие десять, а не причитавшиеся (по такому расчету) сорок миллионов долларов. Сможешь объяснить, как так вышло? Нет? А теперь сможешь.

Каждый контракт имеет свои особенности, достоинства и недостатки. Но есть и общее, что их объединяет. Это структура соглашения. Принципиально платежи разделены на две части: заработная плата и бонусы.

Base salary — базовая зарплата, куда входит все, за исключением бонусов и стимулов. Все знаю, что такое зарплата. Это еженедельно выплачиваемые деньги, как и за любую другую работу (да, в США принята еженедельная или двухнедельная оплата, а не ежемесячная). Игрок может выбрать и другой вариант — распределить зарплату на весь календарный год, но подобное случается очень редко. Сколько недель игрок отыграл, за столько недель и получил деньги, столько недель и учитывается «под кепкой». Зарплата игрока попадает «под кепку» с момента включения в активный ростер.

В этом и состоит смысл не гарантированного платежа. Не работаешь — не получаешь. Повторюсь — базовая зарплата не гарантируется футболисту. В редких случаях (когда речь заходит про франчайз-квотербэков), им гарантируется зарплата первого сезона. Хотя, например, в 2018 году Вайкингс первыми сломали стереотип (на счастье всем игрокам), посадив Кирка Казинса на полностью гарантированный 3-летний контракт за $84 миллиона.

Правда, если агент игрока сильно постарается, то можно гарантировать какую-то часть зарплаты, защитив ее с помощью одного из трех способов, до которых мы еще дойдем.

Bonuses — бонусы, они же премии и стимулы. Что-то из этого может быть гарантировано, что-то придется заработать, как и базовую зарплату. Есть несколько типов бонусов. Из них наибольшее распространение получили следующие семь:

1) Signing bonus — премия при подписании. Мы называем это подъемными. Бонус является ключевым аспектом переговоров практически по любому контракту, ведь это единственная полностью гарантированная сумма, которую игрок получит вне зависимости от того, доиграет он свой контракт, будет обменен или отчислен. Это Святой Грааль для игроков и агентов. Логично, что футболист всегда хочет видеть в договоре больше гарантий, а команда меньше.

Бонус вычитается из-под «кепки», но не целиком, а частично. По правилам его допускается распределить пропорционально годам контракта, но не более, чем на пять лет. Если игрок покидает команду раньше окончания контракта, то оставшийся распределенный бонус падает в «мертвые деньги» следующего сезона. Новая команда не несет никаких обязательств по подъемным.

2) Roster bonus — бонус за нахождение в ростере команды. При подписании контракта эти деньги считаются гарантированными выплатами, об этом громко объявляется вслух, но по факту это не так. В договоре прописывается дата, когда обязательные платежи активируются. Грубо говоря, такой бонус говорит игроку: «если на третий день после официального начала сезона (день открытия рынка свободных агентов), ты еще в ростере команды, то бонус твой». Это, так называемые, «скользящие гарантии».

В отличие от бонуса при подписании ростер-бонус в полном объеме учитывается «под кепкой» того года, в котором он выплачивается. Игроку не гарантирован эта премия, ведь право на релиз у команды никто не отнимал.

Нельзя просто так избавиться от футболиста. Как и в других трудовых отношениях при увольнении должна иметься законная причина. В коллективном соглашении между профсоюзом игроков и НФЛ прописаны три повода для отчисления:

  • Injury — если игрок травмировался и не может пройти физические тесты.
  • Skill — если уровень мастерства объективно (измеримо) или субъективно (нельзя измерить) уменьшился.
  • Salary cap — если у игрока происходит резкий скачок базового оклада с одного года на другой.

Любая из этих причин позволяет команде избавиться от футболиста и не платить ростер-бонус и дальнейшую зарплату. Однако и тут не все так просто. Умные агенты стараются гарантировать максимальное количество денег, понимая, что в них заложен и их процент. Для этого необходимо убедить фронт-офис выплатить бонус даже в случае отчисления игрока. Традиционно франшиза соглашается гарантировать только одну из трех причин для релиза, при этом стремясь избавиться от футболиста по любой из двух оставшихся:

  • Injury guarantees — самый часто выбираемый вариант для защиты, так как команда не редко решает расстаться с игроком, не дожидаясь его выздоровления.
  • Skill guarantees — хороший вариант для защиты, потому что не все характеристики футболиста можно измерить, а субъективное мнение всегда можно оспорить.
  • Salary cap guarantees — редко выбираемая причина для гарантированного платежа при отчислении, так как нельзя спрогнозировать ситуацию в команде с кэп-спейс на момент релиза. В одних случаях резким повышением будет считаться повышение зарплаты в $10 миллионов, в других хватит и $5 миллионов.

Соответственно, если в контракте, к пример, есть условие гарантий по травме, то можно смело рвать «кресты» и ломать шею — тебя отчислят, но заплатят причитающиеся деньги и в части зарплаты, и в части ростер-бонуса.

3) Reporting bonus — отчетный бонус. Деньги, выплачиваемые за своевременное прибытие в итоговом тренировочном лагере и участие в нем. Бывают случаи, когда футболисты, недовольные событиями в команде, обещают пропустить тренировочный лагерь, заявившись лишь на регулярный сезон. Хороший репортиг-бонус поможет им сменить гнев на милость.

4) Workout bonus — воркаут или тренировочный бонус. Относительно небольшая премия, если сравнивать с двумя первыми. Это выплата включается в контракт, чтобы сподвигнуть игрока на посещение тренировок и командных активностей в межсезонье. Максимум — это 9 недель по 4 дня. Дело в том, это не обязательные командные мероприятия и многим необходимо дополнительное стимулирование. Воркаут бонус прописывается игрокам, регулярно игнорирующим офф-сизон мероприятия, возрастным футболистам и тем, кто не способен самостоятельно поддерживать форму (например, быстро набирает вес). Гарантируется при посещении зафиксированного в контракте процента активностей и тренировок.

5) Option bonuses — опциональный бонус. Набирающий популярность вариант вознаграждения футболиста, который можно рассматривать как отложенный бонус при подписании. Выплачивается через несколько лет нахождения в ростере. В контракте фиксируется дата активации платежа. Да, премия похожа на ростер-бонус, но есть и различия:

  • опшен-бонус — разовая, а не ежегодная премия;
  • его разрешено распределять по годам контракта, словно бонус при подписании.

Как ты понял, это еще один относительно гарантированный платеж. Если игрока отчислят до наступления даты активации бонуса, то он его не получает.

6) Performance bonuses/incentives — бонусы за выступление/стимулы. Тоже негарантированные выплаты. Их можно получить при определенной эффективности или производительности игрока по ходу регулярного сезона или плей-офф. Часто используются сторонами для преодоления финансовых разногласий на момент подписании контракта. Игрок примерно представляет, на что он способен и старается прописать именно эти цифры. Команда стремится их завысить. Поэтому стимулы почти всегда основываются на статистике команды или футболиста по предыдущему сезону и подразделяются на два типа:

  • LTBE Incentives — стимулы, которые скорее всего будут заработаны (likely to be earned).
  • NLTBE Incentives — стимулы, которые вряд ли будут заработаны (not likely to be earned).

Наиболее частыми категориями индивидуальных достижений является игровое время или статистика, основанная на позиции игрока на поле.

Как правило, все стимулы с более высокими порогами, чем статистические показатели игрока или команды в предыдущем сезоне, квалифицируются как NLTBE Incentives. При этом любые цифры в контракте новичка считаются стимулами, которые скорее всего будут заработаны, так как у него нет статистики предыдущего года. Стимулы, которые контролирует сам игрок (посещение необязательных мероприятий, вес, своевременное появление в тренировочном лагере) также относятся к LTBE Incentives. Смысл такого разделения в последующем расчете кэп-спейса: NLTBE-стимулы, в отличие от LTBE, не учитываются «под кепкой».

Нередки конфликты, когда команда, чтобы не платить стимулы за достижение каких-либо показателей, умышленно не выпускает футболиста на поле в конце сезона, либо в критический момент меняет его на бэкапа. Простой пример: бегущему осталось заработать два тачдауна для получения бонуса в $500 тысяч — впереди еще две недели регулярного сезона. Море времени! Но на 16 неделе на гол-лайн ситуациях выпускается молодой бегущий для «получения опыта». А на 17-й стартовый раннинбэк вообще остается на скамейке, например, для «исключения травмы перед плей-офф».

Стимулы традиционно выплачиваются в феврале или начале марта, то есть после сезона, в котором они были заработаны. Тогда же они и считаются «под кепкой».

7) Salary escalators — компенсаторы заработной платы. Регулярно в них переводят часть зарплаты игроков, чья статистика не соответствует уровню заработной платы по контракту, но и на релиз он еще не наиграл. Когда ты слышишь, что игрок пошел на сокращение зарплаты, то должен понимать, что наверняка срезанную часть просто перевели в компенсаторы. Иными словами — это способ вернуть часть или все деньги, которые футболист потерял при переподписании контракта. Например, срезав с игрока $3 миллиона зарплаты за сезон, франшиза позволяет вернуть эти деньги выходом в плей-офф ($1 миллион), в конференц-раунд ($1 миллион) и в Супербоул ($1 миллион).

Смещенные выплаты

No offset language — одна из самых крутых фишек, которую агенты пытаются пробить в любом контракте. Иными словам — это наиболее полная форма гарантий. Если у игрока в соглашении фигурирует условие no offset language, то он одновременно получит выплаты и от команды, которая его отчисляет, и от команды, которая его подписывает. Не часто, но иногда подобное удается провернуть.

В основной массе в контрактах прописывается противоположное условие — offset language — когда выплаты смещаются в сторону новой франшизы. Например, игроку, на момент отчисления, еще причитаются $7 миллионов. Новая команда гарантирует ему $3 миллиона при подписании. Значит бывшая заплатит только $4 миллиона — разницу между этими двумя цифрами Аналогичная сумма окажется в «мертвых деньгах». С пунктом в контракте no offset language футболист получил бы $10 миллионов на банковский счет (7+3), а бывшая команда $7 миллионов в «мертвые деньги».

Гарантии при обмене

Что происходит при обмене игрока? В финансовом планет трейд можно рассматривать как обычный релиз игрока, но за одним исключением — за исключением прорейшен-бонусов, все гарантированные выплаты перекладывается на новую франшизу и не учитываются «под кепкой» старой команды. В этом и есть ключевая разница между обменом и отчислением. Еще раз — распределенный по годам подписной бонус попадает в «мертвые деньги» предыдущей франшизы, а не выплаченные гарантии по контракту падают на новую, не попадая «под кепку» старой. То есть контрактные гарантии продаются, а подписной бонус нет. Поэтому, если мы говорим про кэп-спейс, то генеральному менеджеру всегда выгоднее обменять игрока, чем его отчислять.

В третьей части ликбеза ты узнаешь про основы управления выплатами по контракту.